RSCup.ru
 
   
Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

Зейме И.   
 
Фокин - К земле с наукой
Лавров - О пользе сорняков на садовом участке
Сокол - Огород на крыше
Супруненко - Живите проще!
Черных - Обычаи и традиции
Дэвид Орр - Наше урбанистическое будущее
Мыльников - Основные положения
Мыльников - Сказание об Аркаиме
Мыльников - Конец эпохи мегаполисов
Сон разума (интервью)
Казанович - Трактат о Боге
Казанович - Способности Анастасии
Екатерина Гузь - Я мама
Николаевский - Стихи
Толкиен - Мифопоэйя
Контакты
Ссылки
 

П. Супруненко, Ю. Супруненко

Живите проще!


"Неумелое увлечение плодами цивилизации нарушает равновесие природы".


Т. Хейердал

В переломное время


1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8

О заборах, жизненном пространстве и широте души


Несмотря на ощущение и охранение своего жизненного пространства, в Америке все же не отгораживаются неодолимой стеной от остальных. Не только высокие стены, но и низенькие, чисто декоративные заборчики там встретишь редко. Газоны, часто с фигурной или модельной стрижкой, - вот они и определяют территорию участка. В Вашингтоне, к примеру, лишь два здания в ограде - Белый дом - резиденция президента и посольство, недавно еще советское, но до сих пор окруженное чугунной мрачной решеткой. Без заборных ограждений, видимо, проще общаться друг с другом. А американцы, как известно, народ общительный. Они, конечно, "забарахлились" больше нас, а вот в отсутствии ограждений, чугунных, решетчатых, уж не говоря о бетонных, заокеанская нация продвинулась к упрощению жизни дальше, чем мы.


Но это не значит, что у американцев все напоказ, нараспашку. Частная жизнь - не за высокими заборами, а за стенами самого дома, на заднем дворе, за занавесками и шторами. К отделке дома прилагаются немалые художественные и материальные усилия, и грех это прятать от людей. Ведь, в конце концов, мы и одеваемся, и ведем себя, и строим дома, чтобы выразить свою индивидуальность. Такие рассуждения приходилось слышать от американцев не раз.


Если же и встречаются в Америке заборы, то из панцирной сетки. Впрочем, через нее, за густой зарослью кустов, мало что увидишь. Такого разнообразия проволочных заградительных узлосплетений, в том числе и колючую проволоку, как в бывшем Союзе, здесь обнаружишь разве что в музеях. Зато на каждом шагу встречаются таблички: "Частная собственность - не проходить" и даже со строгим предупреждением: "Нарушители будут привлечены к ответственности и подвергнуты штрафу". Все это "прайвеси" - емкое слово, значащее гораздо больше, чем просто частная собственность. В нем и личное, и индивидуальное, и даже интимное, одним словом, святое.


Все американцы стремятся иметь не просто квартиру в городском многоэтажном здании, а свой дом - с окружающим его пространством. Это - их жизненное пространство, такое же неприкосновенное, как и прочая частная собственность. Здесь можно свободно прогуливаться, выращивать что угодно, выражать себя как заблагорассудится и разбивать площадки для детских игр. Дети могут резвиться и кричать без ограничений, не нарушая чьего - либо покоя. Это ли не приближение к природе, не стремление вырваться из городского однообразия и стандарта.


Но, может быть, общее у нас - это ощущение пространства? А значит, и тяга к природе, к земле, к простоте, которая быстрее всего проявляется среди всего земного, что было до нас и, будем надеяться, останется после. Идет ли это от больших просторов наших стран или от каких - то исторических особенностей... как знать? Не будем навязывать своего мнения. Одно ясно: и американские пионеры, и русские землепроходцы вложили в формирующуюся нацию тягу к неизведанному, желание заглянуть за горизонт, расширить фронтир, то есть границы заселенных земель.

"Зарубки" старые и новые


Человечество придумало изрядное количество совершенно никому не нужных вещей, вроде зонтика с двумя рукоятками или пилюль от сглаза. Как здесь не вспомнить того восточного мудреца, который ходил по базару и все восклицал: "Как я счастлив! Как я счастлив!" А когда его спросили, почему он так считает, мудрец ответил: "Я чувствую себя счастливым, потому что вижу, как много на свете вещей, без которых я могу обойтись..."


Но, похоже, австралийские текстильщики бьют все рекорды по абсурдным безделушкам: не так давно в магазинах Сиднея и Мельбурна появились ароматизированные шнурки для ботинок. Казалось бы, абсолютная бессмыслица. Но когда запах шнурков сочетается с ароматом любимого одеколона - это может настраивать на приподнятое жизнеощущение. Бессмыслица, в которой есть какая - то пикантность. Впрочем, может быть, жизнь стоит наполнять смыслом другими путями?


Отчего погибли сибариты? Они не знали предела в стремлении к комфорту. Оберегая себя от шума, устилали улицы соломой, первыми додумались применить ночные горшки и изобрели много других удобств. Жители древнегреческой колонии оставили людям не только свое нарицательное имя, но и назидание. Изнеженный, окруженный роскошью человек обречен.


Самодостаточная материальная культура, в рамках которой окружающая природа воспринимается лишь как средство для удовлетворения своих потребностей, порождает человека - бездуховного, с накопительскими устремлениями, безоглядно стремящегося к комфорту и всяческим благам. При безмерных потребностях многократно увеличивается и нагрузка на природу. Не одна цивилизация ушла в небытие в результате даже локальных конфликтов с окружающей природой (Древний Вавилон, государство майя). Сейчас же речь идет уже о глобальном экологическом кризисе. Некоторые ученые, как например академик Н.Н. Моисеев, говорят даже о кризисе культуры, кризисе цивилизации. Ведь человечество только органических отбросов производит в 2000 раз больше, чем вся остальная биосфера, способность которой к самоочищению далеко не безгранична.

Дальше...

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8

 




Если хотите разместить здесь рекламу - пишите.


Chel.AnastasiaClub.ru © 2005